Estetyka i pragmatyka komunikacji w dyskursie protestu (intersemiotyczna analiza przypadków białoruskich 2020–2021)

Autor

DOI:

https://doi.org/10.31261/pr.12987

Słowa kluczowe:

dyskurs protestu, Białoruś, analiza intersemiotyczna znaki protestu

Abstrakt

Heterogeniczne narracje współczesnego dyskursu protestu na Białorusi są analizowane za pomocą metodologii dyskursu, analizy pragmatycznej i intersemiotycznej. Autor analizuje rozpoznawalne znaki białoruskiego ruchu oporu, opisuje funkcjonalny i pragmatyczny aspekt wykorzystania komponentu wizualnego w tekstach protestu oraz wskazuje na kontekstowe uwarunkowania powstawania tekstu. Operacjonalizacja kultury protestu i wypracowanych form komunikacji jako zjawiska złożonego podkreśla tendencję do semiotycznej kompleksowości w badaniu działalności dyskursywnej (społecznym konstruowaniu znaczeń).

 

Biogram autora

Żanna Sładkiewicz - Uniwersytet Gdański. Wydział Filologiczny. Instytut Filologii Wschodniosłowiańskiej

Doktor habilitowany nauk humanistycznych w zakresie językoznawstwa, profesor Uniwersytetu Gdańskiego, dyrektor Instytutu Rusycystyki i Studiów Wschodnich w tejże uczelni. Założyciel i kierownik Pracowni Badań nad Rosyjskim Językiem Potocznym, członek Pracowni Badań nad Socjolingwistycznymi Aspektami Języka, członek Rady Naukowej i zastępca redaktora naczelnego periodyku „Studia Rossica Gedanensia”, członek Polskiego Towarzystwa Językoznawczego i Polskiego Towarzystwa Rusycystycznego. Autorka licznych prac naukowych z zakresu językoznawstwa rosyjskiego, słowiańskiego, fonetyki, frazeologii, glottodydaktyki, komunikologii, pragmalingwistyki, lingwokulturologii i socjolingwistyki. Publikuje w języku polskim i rosyjskim m.in. na łamach czasopism „Przegląd Rusycystyczny”, „Opcje”, „Polilog. Studia Neofilologiczne”, „Rossica Olomucensia”, „Studia Slawistyczne”, „Studia Slavica”, „Studia Rossica Gedanensia”, „Семиозис и культура”, „Слово.ру. Балтийский акцент”, „Человек. Культура. Образование”. Swe badania koncentruje na zagadnieniach pragmatyki komunikacji i dyskursologii, ściślej: dyskursu politycznego, medialnego, satyrycznego; metaforyki politycznej; komunikacji masowej i perswazji językowej.

Bibliografia

ЛИТЕРАТУРА
Bushev, Aleksandr. Protestnyy diskurs: optika issledovaniya. Voprosy teorii ipraktiki zhurnalistiki 2015, no. 2: 170-182 [Бушев, Александр. Протестный дискурс: оптика исследования. Вопросы теории и практики журналистики 2015, № 2: 170-182].

Chernyavskaya, Valeriya. „Vizual'nost' v sotsiokul'turnoy proyektsii”. Praksema. Problemy vizual'noy semiotyki 2021, no. 2(28): 96-109 [Чернявская, Валерия. „Визуальность в социокультурной проекции”. Праксема. Проблемы визуальной семиотики 2021, № 2(28): 96-109].

Dinerstein, Anton. The people who “burn”: “Communication,” unity, and change in Belarusian dis-course on public creativity. Massachusetts 2020 <https://scholarworks.umass.edu/dissertations_2/1923>.

Fei, Victor Lim. “Developing an Integrative Multi-semiotic Model”. Multimodal Discourse Analysis. Systemic Functional Perspectives. O'Halloran, Kay (ed.). London: Continuum International Publishing Group, 2004. 220-246.

Feng, William Dezheng. “Metonymy and visual representation: towards a social semiotic framework of visual metonymy”. Visual Communication 2017, no. 16(4): 441–466.

Gavina, Anna. Yana Shostak: Iskusstvo dolzhno probuzhdat' emotsii, no chto delat', yesli ikh itak uzhe cherez kray? 2020 [Гавина, Анна. Яна Шостак: Искусство должно пробуждать эмоции, но что делать, если их и так уже через край? 2020] <https://culture.pl/ru/article/yana-shostak-iskusstvo-dolzhno-probuzhdat-emocii-no-chto-delat-esli-ikh-i-tak-uzhe-cherez-kray-intervyu>.

Gerasimov, Ilya. “The Belarusian Postcolonial Revolution: Field Reports”. Ab Imperio 2020, no. 3: 259-272.

Gurevich, Artem. Belarus': aresty lyudey i kartin. 2020 [Гуревич, Артем. Беларусь: аресты людей и картин. 2020] <https://www.golosameriki.com/a/minsk-babariko-protest/5469301.html>.

Hogde, Robert, Kress, Gunther. Social Semiotics. Cambridge: Polity, 1998.

Karaulov, Yuriy. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost'. Moskva: Nauka, 1987 [Караулов, Юрий. Русский язык и языковая личность. Москва: Наука, 1987].

Khadanovich, Andrey. Garri Potter i belorusskaya tamozhnya 2020a. [Хаданович, Андрей. Гарри Поттер и белорусская таможня. 2020a] <https://culture.pl/ru/article/andrey-khadanovich-garri-potter-i-belorusskaya-tamozhnya>.

Khadanovich, Andrey. U protesta zhenskoye litso. 2020b [Хаданович, Андрей. У протеста женское лицо. 2020b] <https://culture.pl/ru/article/andrey-khadanovich-u-protesta-zhenskoe-lico>.

Kiklewicz, Aleksander, Pociechina, Helena, „Yazykovaya kreativnost' protestnykh diskursov v Belorussii posle prezident·skikh vyborov 2020 goda”. Przegląd Wschodnioeuropejski 2021, no. 1: 269-304 [„Языковая креативность протестных дискурсов в Белоруссии после президентских выборов 2020 года”, Przegląd Wschodnioeuropejski 2021, no. 1: 269-304].

Kiklewicz, Aleksander, Sładkiewicz, Żanna. “Mul'timodal'nost'– mul'timediynost' – mul'tikanal'nost' i dr. Al'ternativnyye formy peredachi informatsii kak problema lingvisticheskoy teorii i terminologii”. Biuletyn Polskiego Towarzystwa Językoznawczego (in print) [“Мультимодальность – мультимедийность – мультиканальность и др. Альтернативные формы передачи информации как проблема лингвистической теории и терминологии”. Biuletyn Polskiego Towarzystwa Językoznawczego (в печати)].

Kolesnikov, Andrey. Pochemu dlya ponimaniya protestov v Belarusi nuzhno chitat' raboty Bakhtina o Srednikh vekakh? 2020 [Колесников, Андрей. Почему для понимания протестов в Беларуси нужно читать работы Бахтина о Средних веках? 2020] <https://meduza.io/feature/2020/09/19/pochemu-dlya-ponimaniya-protestov-v-belarusi-nuzhno-chitat-raboty-bahtina-o-srednih-vekah>.

Kress, Gunther, Van Leeuwen, Theo. Multimodal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication. London: Arnold, 2001.

Kress, Gunther. Multimodality. A social semiotic approach to contemporary communication. London-New York: Routledge, 2010.

Lastovkina, Dar'ya. „Sovremennyye formy protesta: k postanovke voprosa”. Voprosy territorial'nogo razvitiya 2015, no. 6 (26): 1-11 [Ластовкина, Дарья. Современные формы протеста: к постановке вопроса. Вопросы территориального развития 2015, № 6 (26): 1-11].

Leyzarenko, Dar'ya. #women_in_white: khudozhniki risuyut devushek v belom, kotoryye berut·sya za ruki i obra девушек в белом, которые берутся за руки i obrazuyut virtual'nuyu tsep' solidarnosti. 2020a [Лейзаренко, Дарья. #women_in_white: художники рисуют девушек в белом, которые берутся за руки и образуют виртуальную цепь солидарности. 2020a] <https://tjournal.ru/internet/200374-women-in-white-hudozhniki-risuyut-devushek-v-belom-kotorye-berutsya-za-ruki-i-obrazuyut-virtualnuyu-cep-solidarnosti>.

Leyzarenko, Dar'ya. Aktivistka s 1988 goda: tred pro pozhiluyu protestuyushchuyu, kotoraya skazala «Ya gulyayu» ostanovivshemu yeyë omonovtsu. 2020b [Лейзаренко, Дарья. Активистка с 1988 года: тред про пожилую протестующую, которая сказала «Я гуляю» остановившему её омоновцу. 2020b] <https://tjournal.ru/internet/198610-aktivistka-s-1988-goda-tred-pro-pozhiluyu-protestuyushchuyu-kotoraya-skazala-ya-gulyayu-ostanovivshemu-ee-omonovcu>.

Martinovich, Denis. Ob istorii i znachenii belo-krasno-belogo flaga. 2020 [Мартинович, Денис. Об истории и значении бело-красно-белого флага. 2020] <https://kurjer.info/2020/08/23/white-red-white/>.

Miss Nepokornost'. 2020 [Мисс Непокорность. 2020] <https://vk.com/wall-60357401_2155>.

Mozheyko, Vadim. Ot «Zhyve Belarus'» do «Sh·chuchynsh·chyny». Lozungi protestov v Belarusi – 2020 [Можейко, Вадим. От «Жыве Беларусь» до «Шчучыншчыны». Лозунги протестов в Беларуси – 2020] <https://gomel.today/2021/02/02/305439.html>.

Porozov, Roman. „Vizual'noye kak dominanta sovremennoy kul'tury”. Politicheskaya lingvistika 2011, no. 2(36): 219−221 [Порозов, Роман. „Визуальное как доминанта современной культуры”. Политическая лингвистика 2011, № 2(36): 219−221].

Romanova, Irina. „Voyna mirov: znaki, simvoly, mesta pamyati (Belarus', 2020)”. Ab Imperio 2020, no. 3: 280-308 [Романова, Ирина. „Война миров: знаки, символы, места памяти (Беларусь, 2020)”. Ab Imperio 2020, № 3: 280-308].

Rust, Maksim. „Kak internet (pochti) pobedil rezhim”. Ab Imperio 2020, no. 3: 349-362 [Руст, Максим. “Как интернет (почти) победил режим”. Ab Imperio 2020, № 3: 349-362].

Sheygal, Yelena. Neverbal'nyye znaki politicheskogo diskursa. 2001 [Шейгал, Елена. Невербальные знаки политического дискурса. 2001] <http://philology.ru/linguistics1/sheygal-01.htm>.

Skiperskikh, Aleksandr. „Poverkhnosti protesta: osobennosti politicheskogo pis'ma v Sovremennoy Rossii”. Politicheskaya lingvistika 2014, no. 1: 108-113 [Скиперских, Александр. „Поверхности протеста: особенности политического письма в современной России”. Политическая лингвистика 2014, № 1: 108-113].

Tikhomirov, Sergey. „Znak-zhest, giperbola isimvolicheskiy obmen: praktika i kommunikatsiya”. Tsennosti i smysly 2014, no. 4(32): 80-92 [Тихомиров, Сергей. „Знак-жест, гипербола и символический обмен: практика и коммуникация”. Ценности и смыслы 2014, № 4(32): 80-92].

Tsinkevich, Mark. “Postkolonial'naya revolyutsiya v post·sovet·skoy Belarusi”. Ab Imperio 2020, no. 3: 273-279 [Цинкевич, Марк. “Постколониальная революция в постсоветской Беларуси”. Ab Imperio 2020, № 3: 273-279].

Usmanova, Al'mira. „Belorusskiy détournement, ili Iskusstvo obkhodnogo manevra kak polityka”. Topos 2006, no. 2(13): 91-127 [Усманова, Альмира. „Белорусский détournement, или Искусство обходного маневра как политика”. Топос 2006, № 2(13): 91-127].

Videofakt. Pol'skiy akter ustroil perfomans v Yevroparlamente v znak solidarnosti s Belarus'yu. 2021 [Видеофакт. Польский актер устроил перфоманс в Европарламенте в знак солидарности с Беларусью. 2021]. <https://gazetaby.com/post/videofakt-polskij-akter-ustroil-perfomans-v-evropa/176860/>.

Ya naradzilasya tut! 2021 [Я нарадзiлася тут! 2021] <https://www.youtube.com/watch?v=FgtioRK_4zk>.

Zagidullina, Marina. „Verbalizatsiya gapticheskoy kommunikatsii: mediaesteticheskiye cherty”. Mediaesteticheskiy komponent sovremennoy kommunikatsii. Zagidullina, Marina, and Kiklevich, Aleksandr (eds.). Chelyabinsk: Chelyabinskiy filial RANKHIGS, 2020. 54-73 [Загидуллина, Марина. „Вербализация гаптической коммуникации: медиаэстетические черты”. Медиаэстетический компонент современной коммуникации. Ред. Загидуллина, Марина и Киклевич, Александр. Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2020. 54-73].

Zelenko, Sergey. „Khronotop protestnogo plakata: karnaval bez dialoga”. Ab Imperio 2020, no. 3: 309-322 [Зеленко, Сергей. „Хронотоп протестного плаката: карнавал без диалога”. Ab Imperio 2020, № 3: 309-322].

Pobrania

Opublikowane

2022-11-07

Jak cytować

Sładkiewicz, Żanna. (2022). Estetyka i pragmatyka komunikacji w dyskursie protestu (intersemiotyczna analiza przypadków białoruskich 2020–2021). Przegląd Rusycystyczny, (4), 206–225. https://doi.org/10.31261/pr.12987